УДК 597.556.35:577.15 (262.5)
О. Л. ГОСТЮХИНА
ОСОБЕННОСТИ ГЛУТАТИОНОВОЙ АНТИПЕРОКСИДНОЙ
СИСТЕМЫ ТКАНЕЙ ЧЕРНОМОРСКОЙ КАМБАЛЫ-КАЛКАН
Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского НАН Украины, Севастополь;
Введение. Показатели антиоксидантного (АО) комплекса и перекисного окисления липидов (ПОЛ) все чаще применяются в качестве индикаторов устойчивости животных, и в том числе рыб, к действию различных стресс-факторов. Состояние АО комплекса и ПОЛ исследовано у рыб при воздействии ряда антропогенных факторов среды – гипоксии, аноксии, загрязнения. Однако для определения критериев выбора указанных параметров в качестве репрезентативных биомаркеров необходимо учитывать их специфику, связанную с естественным состоянием животных, в частности, тканевые особенности. В связи с этим, целью настоящей работы было оценить особенности антипероксидной глутатионовой системы (ГС) в тканях черноморской камбалы-калкан Psetta maeotica Pallas в связи с их разным функциональным значением.
Методы. Материалом служили взрослые особи камбалы-калкан. Образцы печени, жабр, красных и белых мышц и гонад извлекали и замораживали в жидком азоте. В тканях определяли активности глутатионпероксидазы (ГП), глутатионредуктазы (ГР) и содержание восстановленного глутатиона (GSH). Об уровне ПОЛ судили по накоплению ТБК-активных продуктов.
Результаты. Жабры отличались минимальным уровнем ТБК-активных продуктов, что указывает на наиболее низкую интенсивность процессов ПОЛ. На этом фоне зафиксированы максимальные активности ГП и ГР. При этом ресурс GSH был минимален. Такое соотношение компонентов ГС свидетельствуют о высокой скорости оборота глутатиона в жабрах калкана. Наиболее интенсивные процессы ПОЛ протекали в метаболически активных тканях камбалы: печени и красных мышцах. Здесь отмечен самый высокий ресурс GSH при сравнительно высоких активностях ГП и ГР. Это указывает на активное участие ГС в АО защите и наиболее сбалансированное соотношение компонентов ГС в этих органах по сравнению с остальными. В белых мышцах и гонадах рыб активность ГП была сопоставима с печенью. Это позволяет предположить, что нейтрализация пероксида водорода и гидроперекисей в этих органах происходила при активном участии данного фермента. Об этом свидетельствует также пониженный ресурс GSH в этих тканях.
Выводы. Наиболее активно процессы ПОЛ протекали в печени и красных мышцах. В этих же тканях, а также в жабрах калкана, выявлены максимальные активности ГП и ГР. Жабры характеризовались максимальной скоростью оборота GSH, а печень и красные мышцы – наиболее сбалансированным соотношением активности ферментов ГС с уровнем GSH. В гонадах и белых мышцах активности ферментов и содержание глутатиона, напротив, были минимальны.